» » Самостоятельность и системность – аксиомы игровой деятельности ребенка

Самостоятельность и системность – аксиомы игровой деятельности ребенка

Опубликовано:
Просмотров: 429

Поскольку любая игра - это самостоятельная деятельность, имитационная модель, которая составляет предмет игры. К активной самостоятельной деятельности каждого участника побуждает и дух соревнования, которым пронизанная игра. Соревнование мобилизует весь потенциал интеллектуальных, духовных, физических возможностей ребенка, содействует установлению атмосферы доверия сотрудничества, взаимопомощи. Каждая игра, как своеобразное соревнование, содействует коррекции знаний, умений, привычек, поведения, качеств, нужд и интересов личности.

Соревнуясь в игре, ее участники стараются не отставать друг от друга, наследуя лучших лидеров. Как правило, соревнование всегда возникает в коллективных играх детей, что и предопределяет их неоценимое значение. В часы досуга нужно активно использовать разные игровые формы работы, которые будут содействовать формированию и усовершенствованию личности ребенка.

Ведь игра является практикой развития. «Дети играют, потому что развиваются, и развиваются поэтому, что играют», - отмечал педагог-практик и ученый С. Шмаков. Игра, как особый вид общей деятельности, объединяет соответствующие характеристики эффективной организации обучения, развития и воспитание. Например, участие в игре "Жди меня" обеспечивает высокую результативность всех ее участников. Игра - это движение, развитие, активное взаимодействие в динамике событий и явлений. Фактор времени в игре играет такое же значение, как и в реальной жизни: ограничение во времени требует от каждого участника игры такой организации индивидуальной и общей деятельности (не отдельных ее компонентов, а системную целостность), чтобы достичь целей игры согласно требованиям быстродействия и точности.

Динамичность событий и явлений в игре исключает скуку, повторение, обычные впечатления и, вместе с тем, обеспечивает новизну, неповторимость, неожиданность ситуаций, решений, действий, которые влияют на эмоциональную сферу каждого участника игры. Включение эмоций в игровую деятельность приводит к активизации механизмов, которые побуждают к участию в игре (отпадает необходимость принуждать воспитанников к деятельности). Эмоциональность игры является значимой силой, которая побуждает к познавательному интересу как руководящего мотива познавательной деятельности, заставляя каждого участника внимательно вглядываться в предмет игры, наблюдать, искать в имеющихся знаниях объяснения, усваивать новые знания, самостоятельно находить выход из ситуации, которая образовалась.

Игра является таким видом деятельности, в котором в значительной мере происходит реализация обратной связи как необходимого компоненту самоконтроля и рефлексии. Самоконтроль рассматривается как способность личности к самоуправлению и регулированию, то есть сознательного влияния на собственную психическую активность. Функция самоконтроля личности исчерпывается актом проверки - осознаваемой регуляцией собственного поведения и деятельности для обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, требованиям, нормам, правилам и т.п.

Видение особенностей игры каждым ее участником из этих позиций значительно влияет на уровень самопознания, который оказывается в самооценке личности. В общей игровой деятельности благодаря пионерским страшилкам и рефлексии происходит коррекция самооценок, причем ведущая роль отводится воспитанникам, а не педагогу. Таким образом, рефлексию можно рассматривать как важную предпосылку достижения воспитательной цели познавательной деятельности - развития личности и коллектива.

Важную роль в процессах самоконтроля личности играет ее самооценка. Самооценка является важным средством умственного и морального самосовершенствования личности. У детей привычки самооценки формируются в процессе деятельности, в частности, и игровые. Прежде всего, в игре заложены широкие возможность для того, чтобы настойчиво учить детей планировать и контролировать свои действия, следить за собой, предусматривать следствия своих действий и соотносить их с теми, которые требуются. Любая игра предусматривает рефлексию самой игры и результатов. Рефлексия - это отсроченный во времени анализ прояснения не только процесса игры, но и места и роле самого ребенка и других участников в игре, индивидуальных особенностей, содействуют или препятствуют достижению целей игры. Рефлексия позволяет каждому участнику игры осуществить самооценку и оценку других с таких трех позиций: кто я есть на самом деле?; кем я вижу самого себя?; как меня видят другие?

Комментировать