» » Композитор Морис Равель

Композитор Морис Равель

Опубликовано:
Просмотров: 371

Морису Равелю много раз присваивали ярлык музыканта-ипрессиониста. Его считали простым учеником создателя «Пеллеаса и Мелизанды», который, будучи на 13 лет старше, заслужил титул мастера, но несомненно, что индивидуальность обоих авторов была совершенно разной. Несмотря на то что влияние одного на другого существовало (было трудно найти хотя бы одного французского композитора и музыканта того времени, свободного от очарования Дебюсси), после нескольких первоначальных произведений, в которых достаточно очевидно это влияние (кроме Дебюсси также чувствуется стиль Шабрие, Листа, национальной русской школы и великих французских авторов эпохи барокко), стиль Равеля становится полностью личным, оригинальным.

Рожденный в 1875 году в Сибуре, во французской части Страны басков, Равель унаследовал от своего отца, швейцарского инженера, любовь к музыке и различным механическим устройствам, воплощенную в его пристрастии к часам, а от своей матери баскского происхождения (басконки) — свое влечение к Испании, источнику вдохновения многих будущих произведений. С 1889 года он студент Парижской консерватории, где посещал занятия, среди других и Габриэля Форе. С первых своих композиций, таких, как известная «Павана усопшей инфанте» (1899), Равель дал образцы большой самобытности, что, без сомнения, явилось одной из причин, по которой консерваторы — члены жюри Римской премии — два раза отказали ему в этой ценной награде. Даже без этой официальной поддержки композитор быстро начал привлекать внимание публики своей музыкой, в которой особенно выделялась его уникальная способность обращаться с инструментальной окраской и звучанием.

Прирожденный оркестровщик

Именно в оркестровой музыке воплотилась наиболее сильная сторона его таланта: здесь и «Испанская рапсодия» (1908), «Вальс» (1920) или «Болеро» (1928) — одно из его самых знаменитых произведений всех времен, в котором Равель комбинирует различные инструменты, проводя динамику от тончайшего пианиссимо начала до финального фортиссимо. Кроме того, одна из самых исполняемых оркестровок Равеля — «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского — его транскрипция, осуществленная в 1922 г. Это превосходный пример блистательной игры различными гранями звучания инструментов оркестра. Мы не можем также забыть его работы для театра, оперы «Испанский час» (1911), «Дитя и волшебство» (1925) и балеты «Моя матушка-гусыня» (1912) и «Дафнис и Хлоя» (1912).

Строгость и великолепие

Но не только оркестровая или классическая музыка Равеля обладает необычайными колористическими достоинствами. Его вокальная, камерная и фортепьянная музыка также отличается этими качествами. Во всем его творчестве удивляет умение композитора открывать нам неожиданную полнозвучность, далекую от тех воздушных, прозрачных «импрессионистских» звуков, типичных для Дебюсси. Звучность Равеля, наоборот, ищет все время великолепие, блеск, яркость, никогда не впадая в дешевые эффекты, стремящиеся поразить воображение. Пример этому представляют его фортепьянные сочинения, такие, как «Ночной Гаспар» (Призраки ночи) (1908), поразительной технической трудности, виртуознейшего, нечеловеческого уровня, но в котором ничто не является необоснованным. Нужно отметить тем не менее, что эта грань не единственная у Равеля. Сложная выдающаяся личность, в нем сосуществуют две сильно противоположные тенденции, но дополняющие друг друга: гедонистическое наслаждение окраской звука, звуковым изобилием, что мы уже отмечали и, с другой стороны, явная откровенная тенденция к строгости. Его два концерта для фортепьяно и оркестра подтверждают эту двойственность его натуры. Сочиненные в одно время (1930), первый из них написан для левой руки в тональности ре минор — унылый и пессимистичный, в то время как второй — в яркой тональности соль мажор — блестящий и экстравертный, такой легкости, которую мы вполне могли бы характеризовать как моцартовскую. Вместе с тем мы находим почти одержимую озабоченность филигранностью технической отделки композиции, свойственную Равелю, за что Стравинский посчитал его «самым превосходным часовщиком из всех композиторов». Классицист или романтик, скрывающий свои настоящие чувства под маской классика, Равель хотел своей музыкой создать новое искусство, магическое и далекое от реальности и повседневных забот. Равель скончался от болезни сердца в 1937 году.

Комментировать