» » Джаз-фьюжн музыка

Джаз-фьюжн музыка

Опубликовано:
Просмотров: 413

Джаз-фьюжн (jazz fusion) - направление в джазе, получившее распространение в США в 1970 году. Его появление было вызвано параллельным развитием джаз-рока, явилось реакцией на выделившуюся эзотерику фри-джаза и стремилось к стилистическому синтезу джаза, рок-музыки и фанка. Это обозначение было принято благодаря индустрии грамзаписи и мотивировалось коммерческими соображениями — термин достаточно нейтрален, чтобы не отпугивать потенциальные группы покупателей.

Первые попытки сближения джазовых музыкантов с рок-музыкой произошли во второй половине 60-х годов прошлого века в квартетах Гэри Бёртона, Чарльза Ллойда и в ансамбле Джулиана «Кэннанболла» Эддерли. Однако они ещё ограничивались только использованием ритмических элементов рок-музыки и фанка, экспериментами с роковой электрогитарой и не нашли понимания ни у любителей джаза, ни у рок-фанков.

Первый прорыв произошёл в связи с выходом в 1970 году двойного альбома Майлса Дэвиса «Bitches Brew», который представил обнадёживающую попытку интеграции в джаз-роковой стилистике. Базисом для этого послужила общая электрификация инструментария по типу рок-группы, использование в инструментовке развившихся в роке саунд-эффектов, чёткая определённость тонального центра в мелодически выразительных остинатных басовых фигурах, ладовая импровизация и упрощение ритмических структур благодаря сквозному бит-сопровождению на 8/8 у ударных. На этой основе, уже подготовленной вышедшим в 1969 году альбомом «In a Silent Way», Дэвис развил концепцию коллективной импровизации, согласно которой этот столь распространённый в джазе способ игры теперь был перенесён на электро- и электронный инструментарий, что выявило новые музыкальные возможности. Произошёл перелом, указавший путь дальнейшего развития. Возглавляли его потом почти все без исключения бывшие участники «Miles Davis Group», которые принимали участие в записи альбомов «In а Silent Way» и «Bitches Brew». Большая часть музыкантов, значение которых в электронном джазе выше среднего, относится к школе Дэвиса.

В первую очередь к ней принадлежит барабанщик Тони Уильямс. В его группе «Lifetime», знаменитой своими коллективными импровизациями, играли органист Ларри Янг, гитарист Джон Мак-Лафлин и басист Джек Брюс, бывший участник группы «Cream». Австрийский клавишник из Вены Джозеф Завинул и чернокожий саксофонист Уэйн Шортер основали в конце 1970 года группу «Weather Report», явно экспериментальную формацию, текучие импровизации и интенсивный ритмический комплекс которой внесли новый импульс в развитие музыки фьюжн. Группа «Weather Report» была наиважнейшим комбо этой направленности и долгие годы находилась во главе списков популярности слушателей. Состав ансамбля в течение нескольких лет неоднократно раз менялся, но оба основателя оставались и создали необычный саунд, который наглядно подтвердил диск «Heavy Wёather». Равноценным партнёром Завинула и Шортера на дисках и во время живых выступлений с 1976 по 1981 год был бас-гитарист Жако Пасториус. Гитарист Джон Мак-Лафлин вскоре покинул Уильямса и в 1971 году организовал свой знаменитый «Mahavishnu Orchestra», с которым ему в альбоме «The Inner Mounting Flame» (1972) удалось достичь убедительнейшего синтеза рок-музыки и джаза. В это время Мак-Лафлин считался «гитаристом №1». Такой значительный успех позже ему не удалось повторить ни с группой «Shakty», с которой он более последовательно стремился к соединению джаза и рока с элементами инди музыки, ни в последующих формациях. Очень популярным был также альбом «Crosswinds» (1974) группы барабанщика Билли Кабэма. Однако коммерчески наиболее успешными оказались исполнительские концепции двух пианистов — Чика Кориа и Херби Хэнкока. Они приобрели известность благодаря зрелищной комбинации из двух электропиано, предложенной Майлсом Дэвисом. Каждый из них потом пошёл своим собственным путём. Херби Хэнкок благодаря своим электронным экспериментам на фанковой основе со своим основанным в 1971 году секстетом с меняющимся составом, а с 1973 года — квинтетом, достиг необычайной для джазовой сферы популярности, которая в 1974 году за альбом «Head Hunters» принесла ему первую золотую пластинку. Чик Кориа в 1972 году сформировал свою группу «Return То Forever», в которой вместе с ним играли басист Стэнли Кларк, барабанщик Ленни Уайт и гитарист Эл Ди Меола, и в 1973 году выпустил диск с одноимённым названием.

Со временем фьюжн-соединения, различные сочетания джаза, рока, фанка и экзотической музыки заняли большое место в джазе, исполняемом в последней трети XX века. И хотя они потеряли свой зрелищный характер, всё же оказались законной составной частью развития современной джазовой музыки.

Комментировать